Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года
I. Общие положения
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений,
обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века,
разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и
защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание
детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской
Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание
гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к
большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к
культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее –
Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных,
экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и
потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и
самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям.
Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы
Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих
правах родителей.
Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации,
Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24
июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации,
иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания
как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и
как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-
нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в
принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на
период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и предусматривают
соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу,
признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.
В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения
российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность,
патриотизм, ответственная жизненная позиция.
Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на
решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения.
Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности
направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную
позицию личности. Стратегия закладывает основы системы противодействия
националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.
Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных
институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального
сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ,
предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к
социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе
воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов
развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации,
мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально
значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское
становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.
II. Цель, задачи и основа Стратегии
Цель Стратегии:
Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные
направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации
Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности,
укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их
самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской
Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи Стратегии:
создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и
государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания
определяющей роли семьи;
обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному
отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной
и педагогической компетентности;
повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов
Российской Федерации;
сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной
социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных,
культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и
других организаций;
обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы
общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритеты государственной политики в области воспитания:
воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным
традициям и общечеловеческим достижениям;
поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету
родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед
всеми иными лицами;
защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским
культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-
нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей,
отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)
формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
воспитание языковой культуры детей;
развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных
организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в
совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан
Российской Федерации.
III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания:
содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и
обучение детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства,
многодетности;
сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе
традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли
традиционных религий России;
популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе
многодетных и приемных;
содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению
традиционной значимости больших многопоколенных семей;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности
образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;
содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных
и общественных организаций;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в
каникулярное время;
поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских
объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению
традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению
роли отца в семейном воспитании;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым,
экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного
воспитания.
Развитие воспитания в системе образования:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем
педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации
воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в
образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к
семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни
на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных
образовательных программ;
расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на
формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его
потребностей, интересов и способностей;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую,
общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую
деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного
образования;
развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и
иными коммуникативными компетенциями;
создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе
каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет,
кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и
семейных ценностей в информационном пространстве;
применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных
объединений с образовательными организациями общего, профессионального и
дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и
творческого потенциала детей;
поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих
воспитательной деятельности в образовательных организациях;
широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых
познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных
организациях и объединениях, волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на
основе отечественных традиций
Гражданское и патриотическое воспитание:
формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к
своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным
и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию
и стремления к его сохранению и развитию;
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности
ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия
в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-
патриотического;
разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой,
социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих
противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной
нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное развитие:
воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к
отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и
солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых,
испытывающих жизненные трудности;
формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными
возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров,
существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными
религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере
духовно-нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы;
поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных
российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-
популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и
интеллектуальное развитие детей;
совершенствование деятельности библиотек;
создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций,
народного творчества.
Физическое развитие и культура здоровья:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью
и потребности в здоровом образе жизни;
создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для
развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе
на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее
использования;
привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу
жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных
мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних
обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности;
развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и
ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия
своих действий;
содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к
родной земле;
формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и
охранять природу;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
взаимодействие с ними.
IV. Механизмы реализации Стратегии
Правовые:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной
нормативной правовой базы в сфере воспитания детей в соответствии с государственной
политикой Российской Федерации в области воспитания;
совершенствование законодательной защиты определяющей роли семьи, приоритетного
права родителей на воспитание и обучение детей, защиту их прав и интересов в системе
воспитания.
Организационно-управленческие:
разработка и реализация комплексных планов мер по реализации Стратегии на трёхлетние
периоды;
принятие субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ
комплексных планов развития воспитания в соответствии со Стратегией,
совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения
эффективной воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях на
основе современных механизмов управления;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном
уровнях;
эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций
дополнительного образования детей и иных организаций в сфере воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании
детей;
системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области
воспитания;
создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность
воспитания в системе образования;
организация мониторинга эффективности реализации Стратегии в субъектах Российской
Федерации, муниципальных образованиях.
Кадровые:
дальнейшее повышение престижа профессий педагога, воспитателя; создание атмосферы
уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
развитие кадрового потенциала, в части воспитательной компетентности педагога,
разработка и введение профессиональных стандартов специалиста в области воспитания;
содействие развитию педагогических компетенций у родителей;
модернизация системы педагогического образования, повышения квалификации и
переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью обеспечить соответствие
содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества;
Научно-методические:
проведение научных исследований в области воспитания и социализации детей;
развитие исследований в области семьи и семейного воспитания детей;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места СМИ, Интернета в
развитии личности ребёнка;
разработка методического обеспечения реализации Стратегии;
Финансово-экономические:
создание в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов
для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания из федерального,
региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного
партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств;
создание и продуктивное использование гибкой системы стимулирования субъектов
воспитательного процесса.
Информационные:
использование современных информационных и коммуникационных технологий,
электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия
всех субъектов системы воспитания;
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций в интересах ребенка,
дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация информационной поддержки Стратегии воспитания с привлечением
значимых общероссийских и региональных СМИ; усиление воспитательного потенциала
медиа-образования в образовательных организациях.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:
значимость воспитания в общественном сознании;
укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных
ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;
повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и
возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного
воспитания;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации
и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре,
правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и
использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего
удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей,
независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных
целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их
способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места
жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня
негативных социальных явлений;
развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив,
обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных
объединений;
повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;
повышение уровня информационной безопасности детей;
формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих
эффективность реализации Стратегии.